Выходит с 1909 года!
Нужна ли роботам смекалка? Нужна ли роботам смекалка?
24.05.2017
У мальчишек «с нашего двора» вместо «гаджетов» была смекалка, которая помогала изобретать удивительные вещи из подручного и подножного материала.
 Использование инноваций облегчило многие процессы, упростило некоторые задачи и для молодых изобретателей.  Уже нет необходимости разбираться в «железе»  и понимать, откуда и зачем каждая составляющая.  Есть готовые модули, есть написанные программы, которые, безусловно, можно модернизировать, в связи с чем программирование сегодня в почете. В основе инновационных принципов лежит умение  собирать конструктор. Так тому и быть, если этого требует современность. 

Даром, что ли, изобретатели…


Двадцать лет назад сложно было представить, что разговор с другом по телефону, когда тот едет в транспорте в другом городе,  станет общедоступным и рядовым явлением. Сегодня, если внедрят  в обиход телепортацию, возможно, никто даже не удивится. Роботы быстро приучили нас к себе, благодаря своему предназначению упрощать многие процессы, с которыми приходится каждодневно сталкиваться. В нашей области действует региональная межведомственная программа вовлечения детей и молодежи в инновационную деятельность 1000-list-nick, которая помогает творческим людям развивать способности, реализовывать идеи, расти и развиваться. 


«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя» . А.С. Макаренко.

В Пензе прошла занимательная выставка «Инноваториум», которая представляла собой интерактивную площадку для демонстрации возможностей и оснащения центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), учреждений  дополнительного образования и частных организаций, ориентированных на научно-техническую сферу деятельности. Также здесь можно было познакомиться с экспонатами музеев занимательных наук и презентациями молодежных проектов. Цель ЦМИТов — развитие у детей и молодежи интереса к научно-техническому творчеству. Создаются они субъектами малого и среднего предпринимательства, прошедшими конкурсный отбор и получившими субсидии. 


Губернатор Иван Белозерцев посетил «Инноваториум»  и отметил, что инновационные разработки юных изобретателей содействуют развитию экономики региона. На выставке были представлены лучшие детские и молодежные проекты. Студенты Пензенского государственного университета Дмитрий Шелахаев и Евгений Дементьев знакомили участников мероприятия с работой 3D-принтера. Это периферийное устройство, использующее метод послойного создания физического объекта по цифровой 3D-модели. 3D-печать может осуществляться разными способами и с использованием различных материалов, но в основе любого из них лежит принцип послойного создания (выращивания) твердого объекта. К примеру, сломался карабин, можно сделать  его 3D-модель и создать заново. 
Десятиклассник Илья Хвастунов из школы № 55 представил 3D-сканер. Такое устройство необходимо во всех случаях, когда требуется зарегистрировать форму объекта с высокой точностью и за короткое время. Трехмерные сканеры позволяют упростить и улучшить ручной труд, а порой даже выполнить задачи, которые казались невыполнимыми. Данное оборудование давно используется в Китае. 
Пятиклассники лицея № 73 братья-близнецы Денис и Рома Лопухины продемонстрировали свое изобретение, которым очень гордятся, — робота-сортировщика. 


Мальчики занимаются робото­техникой только год, но показывают хорошие результаты на научно-технических конкурсах. Ребята твердо уверены, что за роботами будущее, поэтому свою дальнейшую профессиональную деятельность хотят посвятить робототехнике.

На волне памяти

Во времена моего детства не было компьютеров, и этим все сказано. Да, мы не знали контры, не знали варкрафта и андроидов. Все наши развлечения хранились в тайниках во дворе, на балконе и в гараже (у кого они были). Мальчишкам моего детства  удавалось из любой ерунды соорудить что-нибудь эдакое!  Например, могли, порывшись на свалке и откопав какие-то  железяки, собрать, к примеру, радиоприемник. 
Мишке было лет один­надцать-двенадцать, когда он самостоятельно смастерил радиоприемник. Прошло более двадцати лет с того момента, но радиоприемник жив и до сих пор работает. 


Радиоприемники, пожалуй, наиболее удачное достижение  советской электроники. Особенно такие экземпляры, как  «Океан-205» и «Ишим». Последний представлял собой металлический ящик, главным достоинством которого было то, что он имел диапазоны, недоступные обычным приемникам. Проще говоря, можно было слушать «Голос Америки» без «глушилок». Но «Ишим» был промышленным приемником, если не военным. В магазинах он не продавался.


Для создания задуманного в ход шло все, что можно было достать самым простым способом: для радиокоробки — фанерки со свалки, мамин лак для ногтей, чтобы украсить «интерфейс». «Железо»  добыть было сложнее, поэтому приходилось ходить по блошиным рынкам и посещать известный и по сей день радиомагазин на Московской, чтобы набрать себе в арсенал все то, из чего можно было бы смастерить что-нибудь интересное. Схему для радиоприемника Мишка подсмотрел в журнале «Радио» (1977 г.) и, взяв ее как руководство к действию, начал паять платы. Один «кусок» из  выбранной схемы пришлось заменить своим придуманным —  не было необходимых деталей. Но смекалка и изобретательность сделали свое дело — аппарат заработал. Своим увлечением радиоэлектроникой Мишка обязан Алексею Борисовичу Солнышкину, руководителю радиокружка, где была радиостанция RZ4FXL. Алексей Борисович договаривался с метеостанцией, которая отдавала им зонды, вышедшие из строя, как методический материал. Ребята выпаивали из старых плат радиодетали, которые использовали в других схемах. Поэтому мальчишки знали, откуда берется каждая составляющая, по какому принципу все работает, и пытались изобрести что-то свое. 
Александра Королева.
Фото А. Патанина.

    Как Вы приобретаете наши издания?
    Выписываю "Беседку"
    Выписываю "Нашу Пензу"
    Покупаю "Беседку"
    Покупаю "Нашу Пензу"