Выходит с 1909 года!
Подвиг лейтенанта Федюшова Подвиг лейтенанта Федюшова
22.11.2017
Известно, что подвиг летчика Николая Гастелло повторили
12 уроженцев пензенской земли.

Один из них – Борис Федорович Федюшов, который родился в селе Любятино Пензенского района.  

Служили два товарища

Он родился в далеком 1920 году в большой крестьянской семье. Как и все деревенские ребята, любил родную природу, играл в мальчишечьи игры: лапту, войну, занимался домашними делами. Заслуженный учитель РСФСР (ныне покойная) Александра Андреевна Лупанова вспоминала: «Борис был примерным учеником, хорошим товарищем, любящим сыном. В школе старался приобрести крепкие знания, получить прекрасное образование. Все это он делал без чьей-либо помощи. Он учился в школе №1 города Пензы.  
Уже из этого примера видно, каким упорным, настойчивым был мальчик. В1937 году после окончания 7 классов Борис поступает в сельскохозяйственный техникум. Но у него была и другая мечта — стать летчиком. В скором времени он оставляет техникум и поступает в Пензенский аэроклуб, который в свое время успешно окончили многие известные летчики, среди которых Герой Советского Союза В.С. Гризодубова. Одновременно Федюшов работает учеником токаря на заводе им.Фрунзе. Мне удалось разыскать его друга Виктора Николаевича Лезина из Пензы, который писал, что «действительно учился с Борисом Федоровичем в Пензенском аэроклубе в 1937 — 1938 гг., потом в Энгельском авиаучилище». 
Окончили курсанты училище в 1940 году, освоив профессию летчика-истребителя. Летали на У-2, И-5, И-15, И-16. После окончания училища пути земляков разошлись. Борис Федюшов был направлен на Украину в Кировоград. В нашем школьном музее в селе Богословка хранится его письмо от 1 октября 1940 года, которое нам передала в свое время его сестра Агафья Федоровна. Молодой летчик пишет письмо своему брату Ивану и его жене Татьяне, а также высылает им свою офицерскую книжку, чтобы они могли получать по ней продукты в магазине. О себе пишет: «Живем в деревне в 7 км от города. Сначала жили в палатках, а сейчас живем в корпусе. Тесновато — койки двойные. Погода здесь скверная и уже вторую неделю идет то  дождь, то снег, грязь непролазная, ноги не вытащишь. Живем скучно, в город не пускают, а в городе у меня квартира. Хотя там и не живу — только один чемодан стоит. Здесь я долго не буду жить, месяца через два нас должны перевести, но куда, не знаю». 

На Сталинградском направлении

А 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Борис Федорович на своем самолете геройски сражался с захватчиками и каждый раз возвращался на аэродром. 
Считается, что у немцев было подавляющее господство в воздухе. Эпизоды, доказывающие это, есть, наверное, в каждом военном фильме. Действительно, в первый день войны мы потеряли 1200 самолетов. Но в основном машины гибли на разбомбленных аэродромах: у нападающей стороны здесь всегда преимущество. А вот в воздушных боях в первый день войны мы сбили примерно столько же самолетов, сколько и противник! Источниками приводятся разные данные, но воздушные потери у каждой из сторон — около трех сотен.  Асы люфтваффе с удивлением отмечали индивидуальное мастерство советских летчиков.  Например, только с 22 июня по 5 июля потери люфтваффе — 807 самолетов. С 6 июля по 2 августа — еще 843. А в начале сентября немцы подсчитали: русские уже сбили такое же число самолетов, сколько было у немцев в начале войны. Вдумайтесь в это: прошло лишь два с половиной месяца войны, причем самых неудачных для нас, а немцы уже потеряли, считай целиком, все свои ВВС, с которыми вступали в войну. К концу октября ими потеряно уже в полтора раза больше истребителей, чем было в начале войны. 
Отважно сражался с немецкими асами и наш земляк. Но 6 августа 1942 года он не вернулся на свой аэродром. Что же произошло? Из ЦАМО СССР 4 февраля 1985 года мне пришел ответ: 
«Сообщаем, что по документам 651 истребительного авиапол­ка и 
2 гвардейской истребительной авиадивизии (она же 102 авиа­дивизия) установлено, что 651 полк в течение дня 6 августа 1942 г., производил вылеты и прикрывал войска с воздуха в районе станции Абганерово Сталинградской области, принял участие в воздушном бою с ис­требителями противника, который происходил в районе аэродрома Беке­товка. В результате воздушного боя не вернулся на свой аэро­дром младший лейтенант Федюшов Борис Федорович. Другими сведениями не располагаем. Исп. Соловьева».    
Однако затем выяснились подробности того боя.   
В те дни на подступах к Сталинграду шли ожесточенные бои. 6 августа 1942 года для нанесения штурмового удара по мехколонне немецко-фашистских войск в районе станции Абганерово вылетела группа самолетов 651-го истребительного авиаполка, ведомая командиром звена младшим лейтенантом Федюшовым. На подходе к цели наши самолеты были встречены сильным заградительным огнем из зенитной артиллерии врага. Но это не остановило советских летчиков. Командир звена отдал команду: «В атаку!» и ввел свой самолет в круговое пикирование на фашистскую мехколонну, которая подходила к станции Абганерово. В колонне воз­никло несколько очагов пожара. Но при выходе из повторной атаки в самолет командира звена попал снаряд зенитной артиллерии. Машина загорелась, из мотора повалил дым, а потом вырвалось пламя. Самолет стал терять высоту. Летчик Федюшов из по­следних сил пытался удержать машину в воздухе. Но было по­нятно, что спасти самолет уже не удастся. 

«Из рук не выпущу штурвал»

В таких случаях летчи­ку полагалось прыгать с парашютом. Но куда мог прыгать млад­ший лейтенант? К тем фашистам, которых только что бомбил? Прыгать для того, чтобы попасть в плен или принять от них мученическую смерть? Наш земляк принял другое решение: коль все пути к спасе­нию отрезаны, надо подороже отдать свою жизнь. Летчик Фе­дюшов посмотрел вниз, выбирая главную цель для последнего удара по врагу. Заметив скопление автомашин и бензоцистерну, Борис направил свой горящий самолет на мехколонну. Черной полосой прочертил небо самолет Федюшова и врезался в бензо­цистерну врага. Сильный взрыв потряс землю. Высоко в небо взметнулось багровое пламя. Так погиб наш летчик. 
…В самом начале Великой Отечественной войны экипаж самолета под командованием капитана Николая Гастелло совершил «огненный таран» — направил свою подбитую машину на скопление вражеской техники. Сейчас некоторые пытаются оспорить и раскритиковать этот подвиг. Но известно, что в годы войны его повторили советские летчики на более чем 500 самолетах, хотя имели возможность воспользоваться парашютами… Что заставляло последователей Гастелло, жертвуя собственной жизнью, совершать такие героические поступки? Скорее всего, они воспитывались так, что готовы были совершить поступок, заслуживающий большого уважения. Как это ни банально звучит, они не могли поступить иначе. Свое понимание долга перед Отечеством выразил летчик Иван Овсянников, вскоре после написания этих строк повторивший подвиг Гастелло:
Резвые,
стремительные крылья,
Дружбы с вами
я не прерывал.
Если враг
на фронте ранит,
Я из рук
не выпущу штурвал.
Борис Федюшов тоже не расстался со штурвалом самолета. У каждого советского человека было только одно желание — поскорее разгромить фашистскую Германию и освободить свою страну от врага. Шли на подвиг, не щадя своей жизни. Маршал Г.К.  Жуков отмечал: «Я много раз видел, как солдаты поднимались в атаку. Это нелегко — подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. Но они поднимались. 19 — 20 лет — лучший возраст для человека — все впереди. А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергающий пулеметный огонь». 
Так случилось, что Б.Ф. Федюшов за свой подвиг не был удостоен боевой награды. Но он сражался за свой народ, не помышляя о наградах и почестях. А вот командование должно было проявить расторопность и оформить документы о награждении героя боевой наградой. 
Однако на малой родине Б.Ф. Федюшова его подвиг не забыт. В школьном музее села Богословка представлен богатый материал об огненном летчике, и детям во время экскурсий рассказывают о героическом прошлом нашего земляка.
Анатолий Тарасов,
краевед, село Богословка.

    Как Вы приобретаете наши издания?
    Выписываю "Беседку"
    Выписываю "Нашу Пензу"
    Покупаю "Беседку"
    Покупаю "Нашу Пензу"