Выходит с 1909 года!
Пасхальная радость: Христос Воскрес! Пасхальная радость: Христос Воскрес!
04.04.2018
В преддверии православного праздника Пасхи Христовой на вопросы главного редактора газеты «Наша Пенза» Валерия Мельника отвечает митрополит Пензенский и Кузнецкий Серафим.

Запах теплых куличей

— Высокопреосвященнейший Владыка, Пасха у многих из нас с детства вызывает самые светлые и яркие эмоции. Даже в советские годы женщины, не обращая внимания на атеистическую пропаганду, готовили традиционные блюда, пекли куличи, красили яйца. А вы помните свою первую Пасху и свои первые впечатления об этом празднике?
— Я родился и вырос в обычной «среднестатистической» советской семье, в которой в храм, за исключением бабушки, ходили очень редко. Но воспоминания были связаны именно с той подготовкой к празднику, о которой вы говорите. Это начиналось примерно за неделю до Пасхи, поскольку тогда все продукты для праздничного стола готовились самостоятельно: сначала заквашивалось молоко, потом готовился творог, сама пасха. В субботу уже красили яйца. Но поскольку мы не соблюдали пост, то употребляли все это сразу, не дожидаясь пасхальной ночи. 
Однако ощущение праздника чувствовалось не только на кухне. По старой русской традиции производилась генеральная уборка в доме и придомовой территории. К этому времени весна уже была в разгаре. Преображалась после зимы природа, преображались дом, двор, соседние дома, и эта особая праздничная атмосфера, конечно же, передавалась всем. А уже в юности, когда я сам стал воцерковляться, — здесь мои воспоминания связаны с днями Страстной недели,  практически ежедневными службами в храме, посвященными крестному пути Спасителя. И эти воспоминания, в отличие от детских, более яркие, потому что осознанные.
Не могу не сказать и о том, что мое взросление и воцерковление совпали с периодом возрождения Церкви, когда массово открывались храмы, появлялись новые церковные общины. Думаю, что это время можно назвать и воскресением христианства в нашем государстве.

Отверзлись врата Рая

— Нашу газету читают не только верующие, как объяснить, какое значение лично для них и для всех людей имеет праздник Пасхи? В чем его смысл? Искренне хочется, чтобы и люди, пока далекие от Церкви, стали причастниками радости о Воскресшем Христе?
— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо хотя бы кратко вспомнить библейскую историю. После грехопадения наши прародители Адам и Ева утратили связь с Богом и были изгнаны из Рая. Но они жили ожиданием того обетования, которое им дал Сам Господь: когда придет их потомок и примирит человечество с Богом, Который вновь откроет райские врата. В нашей православной вере таким Мессией, Богочеловеком является Господь Иисус Христос. Его рождение и проповедь на израильской земле приблизили народ к Богу, а самой большой жертвой, которую Господь принес ради нас, стала Голгофская жертва на кресте. Именно эта жертва примирила Бога и человека, который получил возможность попасть в райские обители.  После этого любой человек может примириться с Богом через покаяние и веру в Иисуса Христа. Но покаяться — это не просто попросить прощения, поставить свечку в Церкви и дальше жить по-старому. Покаяться — это воззвать к Господу о спасении и перестать совершать грехи и постыдные вещи. 
Вот почему Воскресение Христово — это центральное событие во всей христианской истории, праздник праздников и торжество из торжеств. 
— До этого события в мировой истории райские обители были закрыты для людей?
— Да, закрыты. Причем не только для людей, которые погрязли в тяжких грехах, но даже для праведников и ветхозаветных пророков. Причину я уже назвал: была разорвана связь с Богом, и восстановить ее мог только Сам Бог. Он был и инициатором появления человека, и инициатором его спасения. 

«Царство Мое не от мира сего»

— В современной жизни очень много несправедливости, противоречий. Но именно Воскресение Христово способно примирить, объединить очень разных людей и по достатку, и по политическим взглядам, ведь перед вечностью мы все равны. Но в реальной жизни Церковь нередко критикуют за то, что она не находится на стороне той или иной партии или движения, что она поддерживает власть. Насколько обоснована такая критика? 
— Церковь всегда была вне политики и идеологий, в том числе и тех, которые существуют сегодня. Как сказал Иисус Христос: Царство Мое не от мира сего. Но при всем том Церковь является общественным институтом и невольно сталкивается с различными течениями и людьми. При этом, заметьте, сам институт Церкви уникален: из нее не изгоняется ни тот, кто придерживается социалистических взглядов,  ни националист по убеждениям, ни многие другие. Не случайно в пасхальных песнопениях есть такие замечательные слова: «Радостью друг друга обымем».
Мы действительно разные и по своему происхождению, и по своему воспитанию, и по взглядам. Поэтому Церковь, как и Сам Иисус Христос, определяет нашу принадлежность к Богу исполнением заповедей. А как человек смотрит на политику, на общественные институты, — это не является определяющим, чтобы быть членом Церкви. 
Что же касается критики Церкви, то ее и в советские времена критиковали за то, что она призывает народ к смирению, следовательно, является служанкой власти. Кстати, за то же самое ее критиковали и в царские времена. На самом же деле не только в советские времена, но и в императорской России  Церковь находилась под гнетом власти. В этой связи можно вспомнить нашего пензенского святого епископа Иннокентия, который немало пострадал от власть предержащих.
Но я вернусь к ошибочному тезису о том, что если церковь призывает к смирению, она является служанкой государства.  Смирение — это не учение какого-то то правителя или философа, основоположника очередного «изма». Смирение — это учение Христово. А что касается земной жизни, то Сам Господь говорит: «Богу Божие, а кесарю — кесарево». Есть и ветхозветная заповедь: «Бога бойся, а царя чти». Понятно, что под царем здесь понимается любой правитель, который правит в то или иное время. Могу назвать еще одну народную мудрость: «Мы достойны тех правителей, которых имеем». 
При этом я никоим образом не призываю к тому, чтобы в нашем смирении проявлялось безразличие. Каждый человек на своем месте с полной самоотдачей должен стремиться к тому, чтобы улучшить жизнь свою и тех, кто находится рядом с ним. Причем это тоже рассматривается в христианстве как священный долг. Мы не можем быть, как говорит Священное Писание, ни теплыми, ни холодными. Мы, безусловно, должны гореть, но это горение должно выражаться в том, чтобы оказать помощь друг другу, не быть равнодушными. Например, чтобы люди состоятельные относились к своему богатству как дару Божиему (на самом деле это так и есть!), которым нужно распорядится на добрые дела. Это очень серьезная проверка для души.
В российском обществе мы сталкиваемся с очень серьезными проблемами, связанными с тем, что после относительного равенства в советские времена мы переживаем колоссальное расслоение в обществе, когда люди стали и чрезмерно богатыми, и чрезмерно бедными. И это является нашей современной болезнью, при которой одни не могут насытиться своим богатством, а другие не имеют возможности прервать череду неудач, в том числе и из-за нехватки средств. И в этих условиях Церковь обязана призывать и призывает (!) к тому, чтобы богатые помогали бедным, нуждающимся. А люди скромного достатка имели возможности к тому, чтобы преодолеть бедность. Вот здесь, я думаю, главенствующую роль должно играть государство, стимулируя создание новых рабочих мест, развивая социальную помощь. 

Во славу Божию

— Кстати сказать, идею благотворительности поддерживает и губернатор Иван Белозерцев, возродивший традицию отмечать наиболее активных меценатов и жертвователей, при содействии которых решаются многие социальные задачи, оказывается помощь конкретным людям, для благотворителей учреждены специальные награды, грамоты.
— Думаю, такая позиция достойна уважения и поддержки. Нам действительно нужно пропагандировать идеалы, которые были в прежние времена. Посмотрите, сколько сделала одна только Мария Михайловна Киселева, почетный гражданин города Пензы, построившая больницы, открывшая огромную богадельню для людей, оставшихся без какого-либо попечения. Она заботилась о многих, не говоря уже о церковной благотворительности. И таких людей было немало. Память о них нужно возрождать, чтобы современные люди видели, что благотворительность это не просто современная выдумка, а давняя и очень почетная традиция. 

В преддверии праздника праздников

— До Пасхи остаются считанные дни, многие наши читатели интересуются тем, как правильно провести этот праздник?
— Я не против пышных застолий и не против того, чтобы хорошо отметить Пасху. Но еще раз хочу сказать, что среди нас есть немало людей которым, может быть, голодно, они несчастны. И когда мы садимся за стол, мы должны об этом помнить.  Если это понимание в нашей жизни будет деятельным,  и мы постараемся сделать доброе дело в отношении тех, кто в этом особенно нуждается, тогда радость придет не от того, что ты этот праздник хорошо отметил, поел вкусную пищу, а из-за внутреннего удовлетворения. Многие из нас подтвердят, что такая радость сильнее любой другой радости согревает сердце. 
— Ваше Высокопреосвященство, что бы Вы пожелали нашим читателям в преддверии Светлого Христова Воскресения?
— Наша Пасха заключается не просто в тех традициях, которые мы с детства знаем и соблюдаем, скажем, выпекаем куличи или красим яйца. Смысл праздника состоит в том, чтобы мы изменились. Только изменившись к лучшему внутренне, можно изменить и жизнь внешнюю. Желаю всем читателям, чтобы праздник Воскресения Христова стал воскресением души, воскресением в тепле, доброте и любви. 

    Как Вы приобретаете наши издания?
    Выписываю "Беседку"
    Выписываю "Нашу Пензу"
    Покупаю "Беседку"
    Покупаю "Нашу Пензу"