Выходит с 1909 года!
Кроток дух монастырского жителя Кроток дух монастырского жителя
24.05.2018
В преддверии Дня Святой Троицы (27 мая) мы публикуем материал о прошлом и настоящем Пензенского Троицкого женского монастыря.

Три сестры, три создания нежных…

Это сегодня день города Пензы отмечается шумно и весело. А во времена его основания — в середине — конце XVII века он постоянно подвергался нападению ногайцев, крымских татар и различных «кубанских народов». Сотни людей в этих краях оставались без крова, родных и близких. Все, что держало вдов и сирот на плаву жизни, это горячее желание провести остаток дней в тишине и молитве. Они жили как монахини, но не в женских монастырях, которых на окраинах Руси тогда было очень мало, а живя у родственников или вообще скитаясь по чужим углам, в лучшем случае находя иногда приют в маленьких кельях при приходских храмах. Их называли безместными или безудельными старицами, то есть монахинями на собственном пропитании. Около тридцати таких стариц образовали небольшую общину в городе-крепости Пенза, а трое наиболее деятельных из них — Таисия, Феодосия и Екатерина — стали хлопотать об открытии женской обители. 
И Господь услышал молитвы черниц. Священник Рождественской церкви Петр Иванов, к которому они пришли за советом, выслушав их, помог не только словом, но и делом, подарив им усадьбу у реки Пензы. Произошло это в декабре 1689 года. Теперь можно было обращаться к церковным властям за официальным разрешением открыть монастырь.
Вскоре территория усадьбы расширилась: смежный с ней участок подарила черницам вдова Агафья, а еще один соседний участок сестры приобрели за 4 рубля. За эти деньги в то время можно было купить лошадь или две коровы, или 3 — 4 ведра водки.
Цена небольшая, но и территория под будущую обитель общей площадью около 45 соток, мягко говоря, оказалась малопригодной для проживания. Во-первых, она круто спускалась вниз, к реке, да еще и изобиловала ключами, что создавало серьезные трудности в случае возведения различных строений. Во-вторых, сверху усадьба постоянно подтапливалась водами болота, расположенного выше, на другой стороне улицы. По этой причине напротив будущего монастыря пришлось устроить гать, а позднее — небольшой мост.
Но разве могли эти трудности остановить хрупких телом, но сильных духом сестер! А вскоре произошло и долгожданное событие: от Патриарха Адриана была получена благословенная грамота, согласно которой дозволялось начать в Пензе строительство монастыря и, в частности, сооружение в нем Троицкой церкви. Грамота была подписана 15 октября 1692 года. Эту дату и следует считать официальным временем основания Пензенского Троицкого  женского монастыря.

Период расцвета

К середине XIX века монастырь пользовался особенной любовью горожан и крестьян из близлежащих селений. Усердно потрудились над благосостоянием обители игуменьи Александра I, Александра II, Евпраксия, Олимпиада. Но наиболее значимый след оставила игуменья Надежда (1800 — 1879), управлявшая монастырем более 40 лет. Приняв хозяйство, в буквальном смысле в плачевном состоянии (обветшала и могла в любой момент развалиться даже каменная ограда), она оставила обитель благоустроенной и процветающей. Заботами игуменьи были возведены холодный летний храм во имя Святаго Духа с двумя приделами, двухэтажный настоятельский корпус и большой двухэтажный корпус училища для бедных девочек. Территория увеличилась почти вдвое. 
В прежние времена каждый из монастырей отличался каким-либо промыслом, выполнял и определенные социальные функции: оказывал медицинскую помощь, ухаживал за престарелыми одинокими людьми, занимался воспитанием детей. Не был исключением в этой связи и Троицкий женский монастырь. В середине XIX века в нем было открыто училище для девиц духовного звания, которые получали не только необходимое образование, но и готовились стать достойными супругами священников и матерями. Принятые в училище обучались чтению, клиросному пению по церковным напевам, священной истории, а также распознаванию и лечению некоторых болезней, различному рукоделию, умению готовить пищу и различным видам работ по домашнему хозяйству.
Что и говорить, современным девушкам, многие из которых практически не готовы к семейной жизни, такая наука была бы только на пользу.
Во всей России было известно мастерство рукодельниц монастыря. Когда в 1881 году террористы убили императора Александра II, сестрами была вышита и отправлена в столицу богатая пелена на гробницу погибшего монарха. В ответ наследник престола, будущий император Александр III сердечно поблагодарил мастериц. 

Российская Пандора

Увы, гибель царя словно открыла ящик российской Пандоры: волны террора с каждым годом все больше разрастались, пока не вылились в 1917 году в катастрофу революций и братоубийственную Гражданскую войну, унесшую жизни миллионов людей. Уже 8 ноября был принят декрет Второго Всероссийского съезда Советов о земле, по которому все монастырские, церковные земли со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходили в распоряжение местных властей. Вскоре у монастыря были отняты инвентарь, скот, огороды, сады. И это при том, что больше половины насельниц были нетрудоспособными женщинами. Остальные же в поте лица трудились, чтобы обеспечить обитель провиантом, ткали материю, вышивали золотом, шелком, занимались плетением кружев, пошивом белья и одежды, зарабатывая своим собственным трудом на жизнь беспомощных сестер и девочек-сироток, которым просто некуда было податься. 
Но государство взяло жесткий курс на уничтожение православной церкви. В 1918 году монастырь был закрыт, большинство монахинь Троицкого монастыря были репрессированы и впоследствии расстреляны, а единицы, избежавшие тюрьмы, рассеялись по городам и весям. Монастырские корпуса, возведенные еще при игуменье Надежде, были переоборудованы под квартиры для представителей новой власти. 
Перед тем, как были сняты кресты на куполах Троицкого монастыря, один из них ярко светился в ночную пору, словно в предзнаменование грядущего святотатства. Об этом говорил весь город. Вот что рассказывала очевидица событий, которую еще девочкой мать взяла с собой посмотреть на чудесное явление:
«Ночь была темная, и хотя крест был виден очень хорошо, никакого сияния мы не увидели. Но вот вышла из-за туч луна, и крест блеснул. Толпа ахнула и подалась назад. Все как завороженные смотрели, не отрывая глаз от креста, а он светился, распространяя вокруг себя голубоватое сияние. Некоторые женщины начали креститься. Пришли рабочие и стали канатами раскачивать и тянуть крест. Голубоватое облачко свечения заколебалось вместе с крестом. Но вот натянулись канаты, облачко закачалось, раздался треск, и крест рухнул на землю. По толпе пронесся вздох. Все бросились к кресту.
— Разойдись! — раздался грубый окрик милиционера. Толпа отпрянула, и все стали расходиться. Мы тоже пошли домой. Шли молча… Было какое-то гнетущее состояние, говорить не хотелось». 
Еще одно знамение произошло, когда выселили насельниц монастыря: на куполе Духосошественской церкви ночью стало проявляться яркое пятно, на которое также народ собирался смотреть со всего города. Сначала власти приказали закрасить его черной краской, потом завесили мешковиной. Но ничего не помогало! Пятно продолжало светиться, пока богоборцы не сломали купол.

Два крыла Троицкой обители

В 1992 году монастырский комплекс был возвращен Русской православной церкви. Все тяготы преодоления разрухи, в которой пребывала эта старинная обитель, легли на плечи настоятельницы игуменьи Митрофании (Перетягиной). После того, как вследствие тяжелой болезни она окончила свои земные дни, настоятельницей стала ее воспитанница — игуменья Александра (Макова). 
— На территории Троицкого женского монастыря  находится два храма, — говорит матушка Александра. — Первый назван в честь Живоначальной Троицы, второй храм посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов, коротко он называется Духосошественским. На территории находятся четыре жилых корпуса, церковная лавка, здание богадельни, где сейчас проживают 13 престарелых женщин. Также  при монастыре работают воскресные школы для детей и взрослых. Есть в нашем монастыре швейная мастерская. За зданиями расположен небольшой парк, в котором сестры могут погулять, отдохнуть и помолиться.
Кроме того, женский монастырь имеет свое подворье в селе Большая Валяевка, в 20 км от города. Здесь мы выращиваем овощи, имеется сад, а также содержатся шесть коров, благодаря которым в монастыре всегда есть свежие и экологически чистые молочные продукты: и молоко, и сыр, и сметана. Кстати, многим горожанам полюбились продукты с нашего подворья.
В монастыре всегда много работы, — продолжает рассказ игуменья Александра, — каждая насельница несет то или иное послушание. Это может быть работа на кухне или в трапезной, пение на клиросе во время богослужения, чтение Псалтири, прислуживание в алтаре, уход за цветниками, огородом, уход за домашними животными. Но все же самое главное и основное делание в монастыре — это непрестанная молитва. Святые отцы недаром говорили, что труд и молитва — это два крыла, которые возносят нас к Богу! 
А главное, здесь всегда открыты двери для мирян, чтобы и они, оставив на некоторое время суету, прониклись молитвенной монастырской жизнью. С наступающим праздником Святой Троицы, дорогие читатели!
Валерий Николаев.
Фото с сайта Пензенской епархии.

    Как Вы приобретаете наши издания?
    Выписываю "Беседку"
    Выписываю "Нашу Пензу"
    Покупаю "Беседку"
    Покупаю "Нашу Пензу"