Выходит с 1909 года!
Битва за нижнюю полку Битва за нижнюю полку
09.11.2018
Возвращалась из поездки. Путь предстоял неблизкий — более тридцати часов в дороге. Радовало, что заранее купила билет на нижнюю полку.
Грузная женщина с громоздким багажом перед отправлением поезда стала охать и вздыхать. Мол, ей, пенсионерке, тяжело будет лезть на верхнюю полку.
— Давайте поменяемся, — обратилась она к молодому человеку. 
— Я заранее приобретал билет, извините. Специально ездил на железнодорожный вокзал, чтобы купить билет именно на нижнюю полку, — мягко отказал парень. — Обратитесь за помощью к проводнице.
Проблема через несколько минут была решена — милая сотрудница РЖД нашла выход из положения, благо оказалось пустым место на нижней полке в соседнем вагоне. 
Понятно, что поездка в поезде по железной дороге сегодня — один из доступных по цене и самых популярных способов передвижения в нашей стране. Иногда в поездке приходится проводить не одни сутки, поэтому уровень комфорта играет не последнюю роль. 
— Спор по поводу верхней и нижней полок — один из наиболее частых, — призналась потом проводница Татьяна Климова. — С одной стороны, все предельно ясно: на какое место купил билет, на том и нужно ехать, тем не менее, регулярно возникают споры между пассажирами. Одна из тем конфликтов:  имеет ли право пассажир с верхней полки во время обеда занимать нижнюю полку? Должен ли пассажир с нижней полки уступить место инвалиду, пожилому человеку или пассажиру с маленьким ребенком? Вот и разбираемся…
А таких ситуаций, когда пассажир молодого возраста едет на нижней полке, а на верхней полке согласно билету вынужден ехать пассажир уже пенсионного возраста, возникает немало. После отправления поезда пассажир с верхней полки просит уступить ему место на нижней, поскольку ему тяжело забираться наверх или же он физически не может этого сделать. Пассажир с нижней полки отказывается, мотивируя тем, что у него есть билет, и там прописан номер места, и уступать его он не обязан. Если есть свободные места в поезде, такому пассажиру обязательно идем навстречу и предоставляем другое место внизу. 
Экономия 
или комфорт?
Возникает вопрос: а что мешало пассажиру изначально купить билет на нижнюю полку? И вопрос вовсе не риторический! 
Как показывает практика, цена билета на верхнюю полку, особенно в купе, заметно ниже, чем на нижнюю. Поэтому нередко преследуется одна цель — 
сэкономить на билете, а уже на месте договориться, чтобы уступили нижнюю полку. 
Проводница рассказала о другом случае: 
— Пассажир с верхней полки попросил соседа с нижней предоставить ему на время место, чтобы перекусить. Сосед без проблем уступил. Однако после принятия пищи спустившийся сверху пассажир продолжил внизу заниматься своими делами. Когда хозяин нижней полки попросил соседа освободить место, второй возмутился, заявив, что в дневное время он может находиться на чужом месте, и только на ночь должен перейти на свое. Возник скандал.
— Получается, днем я не могу в полной мере воспользоваться своим местом? — возмутился в свою очередь пассажир с нижней полки. — Прилечь, например? У меня позвоночник болит. Я специально покупал билет на нижнюю полку.
А как по закону? Кто же прав? 
— Прав тот, у кого билет на нижнюю полку, — отвечает Татьяна и ссылается на действующий в таких случаях приказ Минтранса России от 19.12.2013 № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом». Мы ориентируемся на него, если выше­указанные споры возникают. В частности, п.51 указывает на следующее: «Каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать место, указанное в его проездном документе (билете), при проезде в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест». И в том же пункте указано: «Проезд иных лиц на оплаченных пассажиром местах не допускается». 
Также споры возникают и из-за  багажа. Должен ли пассажир с нижней полки дать возможность пассажиру с верхней положить свои вещи вниз, под саму полку. Согласно п. 112 приказа «Преимущественное право для использования в поездах дальнего следования нижнего места для размещения ручной клади имеет пассажир, проезжающий на нижней полке, а верхнего места — пассажир, проезжающий на верхней полке». 
Получается, что с юридической точки зрения человек, взявший билет на нижнее место, не только может на законном основании не уступать свое место другому пассажиру, но даже имеет право в дневное время никого не пускать на свое место, в том числе и для приема пищи. 
А по-человечески? Всегда ли надо идти на принцип или конфликт? Не всегда получается купить билет на нижнее место, бывает, что в кассе в наличии такого просто нет. А пассажиру нужно добраться до места назначения и при этом нормально поесть в пути, да и ехать все время на верхней полке не очень удобно. 
Поэтому давайте относиться друг к другу с пониманием, чтобы поездка в поезде стала приятной. 
Ольга ДАЛЬ.

    Как Вы приобретаете наши издания?
    Выписываю "Беседку"
    Выписываю "Нашу Пензу"
    Покупаю "Беседку"
    Покупаю "Нашу Пензу"