Выходит с 1909 года!
Неутомимый деятель искусств Неутомимый деятель искусств
05.12.2018
В фондах Пензенского краеведческого музея хранится архив Анатолия Александровича Яхонтова (1891 — 1951), оперного певца Государственного академического Большого театра.
Собрание фотоснимков отражает жизнь талантливого артиста. На редких кадрах начала ХХ вв. А.А. Яхонтов в гимназические годы в Пензе и в годы студенчества в Казани, фотопортреты 1920 — 1930 гг. и в кругу друзей. Особенно поражает великолепная подборка фотографий, на которых А.А. Яхонтов представлен в многочисленных ярких образах. Сложно поверить, что на всех этих снимках один и тот же человек! Мимика, позы, костюмы делали артиста совершенно неузнаваемым. В архиве певца также хранятся грамоты, благодарственные письма и адреса, в том числе и от многочисленных поклонников. Газеты 1950  — 1960 гг. рассказывают о жизни артиста, о его поездках по стране, о бесчисленных концертах. А воспоминания дочери А.А. Яхонтова раскрывают многогранную личность и характер артиста.
Анатолий Александрович родился 11 июня 1891 г. в Пензе в семье чиновника, кассира Пензенского отделения Государственного банка. В семье было пятеро детей, братьев. Анатолий — младший. Все в семье были очень музыкальны — отец пел под гусли, мать играла на рояле. Часто в доме устраивались музыкальные вечера, в которых участвовали дети. Впоследствии старший брат, Александр, окончил Московскую филармонию по классу скрипки, Клавдий играл на виолончели, Сергей  пел и играл на гитаре и рояле, Валерий — на рояле. 
В годы учебы во 2-й Пензенской мужской гимназии Анатолий Яхонтов увлекался литературой и историей и не любил точные науки. Он обладал блестящей памятью, быстро запоминал целые поэмы, читал своеобразно, захватывающе. Как-то раз директор гимназии вызвал к себе ученика Яхонтова и долго отчитывал его за неуспеваемость по математике, затем, смягчившись, сказал: «Ну, ты лучше прочти что-нибудь». В старших классах он увлекся драмой.
После окончания Казанского университета Анатолий вернулся в Пензу и в 1919 г. был приглашен Ф.П. Вазерским в созданную им в Пензе первую советскую оперу. Одновременно поступил и в Народную консерваторию. В 1921 г. переехал в Москву, где выступал на различных конкурсах. Работает сначала у Немировича-Данченко, затем у Станиславского. Прошел удачные пробы в солисты Большого театра и дебютировал в партии Гремина в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
Став певцом, Анатолий никогда не забывал увлечение своей молодости — художественное чтение. За 25 лет работы в театре исполнил очень много самых разнообразных басовых партий. Почти все старые классические оперы: Сусанин («Иван Сусанин»), Руслан («Руслан и Людмила»), Мельник («Русалка») и многие другие. А также много ролей исполнено в советских операх: «Прорыв», «Степан Разин», «Поднятая целина» и др.
А.А. Яхонтов был одним из самых активных и безотказных участников большой шефской работы, которую вел Большой театр. На его счету сотни концертов: на заводах и фабриках, в колхозах, воинских частях, клубах, институтах. Особенно в период Великой Отечественной войны, когда приходилось почти ежедневно выступать перед солдатами, едущими на фронт, в госпиталях, воинских частях. Неоднократно выступал в Пензе и области, очень любил выступать перед своими земляками.
В своих воспоминаниях дочь Анатолия Александровича 
Н. Яхонтова очень тепло вспоминает об отце: «Он был очень начитанным прекрасным рассказчиком, и я всегда удивлялась, что он так много знал и помнил интересных вещей из жизни писателей, поэтов, художников и артистов. Приступая к разучиванию новой роли, читал массу литературы. Его интересовало не только произведение, положенное в основу либретто, но и история его создания, эпоха, которую оно отражало. Прекрасная память и хорошее знание литературы позволяли ему пользоваться литературными сравнениями и чрезвычайно метко характеризовать различные явления жизни. На вид мрачный, после знакомства с ним оказывался обаятельным человеком, с детской непосредственностью и мягким юмором. К своей работе артиста относился очень серьезно и считал служение искусству тяжелым делом. Часто повторял, что артистом может стать лишь тот, кто бескорыстно любит искусство, а не себя в искусстве. Каждый раз, выходя на сцену, он волновался, даже тогда, когда исполнял роль в сотый раз».
Неутомимый деятель искусства, Анатолий Александрович, будучи уже на пенсии, продолжал выступать перед рабочими, бойцами нашей армии. Смерть застала его на трудовом посту — он с бригадой артистов Большого театра выступал перед бойцами Черноморского флота. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. 
Алина Ильичева, заведующая сектором учета Пензенского государственного краеведческого музея.

    Как Вы приобретаете наши издания?
    Выписываю "Беседку"
    Выписываю "Нашу Пензу"
    Покупаю "Беседку"
    Покупаю "Нашу Пензу"